Функция автоматизированной системы

Материал из Гостопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Функция АС — совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели автоматизируемой деятельности. Результат выполнения функции всегда выходит за пределы системы.

Стандарты

ГОСТ Р 59853—2021

Функция АС: Совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели.

Комментарий

Результаты выполнения функции АС и их обязательность

Выполнение функции АС должно формировать определенный результат, причем это всегда один из результатов автоматизируемой деятельности. У него обязательно есть внешний по отношению к системе потребитель, которому все равно, откуда берется желаемое. Не случайно понятие функции смыкается с понятием бизнес-процесса. Если мы описываем автоматизируемую деятельность в терминах бизнес-процессов, то на уровне системы мы реализуем каждый из них какой-нибудь функцией АС.

Допускается существование функций, способных формировать множество результатов, совместимых или взаимоисключающих. Совместимые результаты могут быть, в частности, обоюдными. Например, функция продажи билета на киносеанс обеспечивают зрителю возможность посмотреть фильм, а хозяину кинотеатра — нажиться на этом. Тут мы наблюдаем сразу двух внешних потребителей, заинтересованных в результатах выполнения функции. Взаимоисключающие результаты обычно бывают позитивными и негативными. Так, попытка получения какой-нибудь государственной услуги может закончиться успехом или отказом.

Распространенная ошибка — включение в состав функций АС важных особенностей ее функционирования или функциональных возможностей ее программно-технического комплекса. Например, способность хранить какие-то ценные данные может считаться ключевым свойством системы, но не ее функцией, поскольку о хранении сложно говорить как о полезном результате. Функцией такой системы может быть выдача этих данных внешнему потребителю по его запросу. А вот готовность АС выполнить эту функцию с требуемым качеством обеспечивается их хранением.

Функциональные роли, вовлеченные в выполнение функции АС

Важная характеристика функции АС — набор вовлеченных в ее выполнение функциональных ролей пользователей и оперативного персонала системы. Сегодня почти невозможно представить себе сколько-нибудь сложною АС, не имеющую развитой ролевой модели. Во многих системах функциональными ролями определяются права доступа к данным и функциям, в терминах функциональных ролей описывают автоматизируемые системой бизнес-процессы.

Именование функций АС

Функция этой системы — продажа пончика прохожему, а не торговля пончиками

Желательно составлять наименования функций таким образом, чтобы они как можно более определенно указывали на формируемые этими функциями результаты, например: продажа билета на киносеанс, формирование квартального баланса, составление расписания занятий на семестр и т. п. С другой стороны, названия функций вроде торговля билетами или ведение бухгалтерии неудачны, потому что указывают, скорее, на какие-то занятия, которым можно предаваться вечно, чем на дискретный акт с известным результатом.

Документирование функций АС

Состав функций АС и требования к ним приводят в разделе «Требования к функциям (задачам), выполняемым АС» ТЗ на АС. На этой стадии обычно бывает достаточно описать каждую функцию в виде «черного ящика», указав только ее результат и при необходимости требования к режиму ее выполнения, например, нормативное время от обращения к этой функции до получения результата.

Порядок выполнения функций АС определяют при ее проектировании. Каждую автоматизируемую функцию преобразуют в набор задач АС и, возможно, участков ручного труда. Декомпозицию функций на задачи отражают в описании автоматизируемых функций. Точки взаимодействия АС с внешней средой при выполнении каждой из функций, а также распределение функций между подсистемами показывают на схеме функциональной структуры.

На уровне ЭД перечень функций АС помещают в общее описание системы, паспорт или формуляр. Детальный порядок выполнения функций может быть при необходимости включен в сами эти документы или представлен в приложенных к ним описаниях реализуемых системой бизнес-процессов (пока систему создавали, они были процессами TO BE, но после ее ввода в действие заняли место упраздненных процессов AS IS). Указания пользователям и оперативному персоналу АС по работе при выполнении функций системы излагают в руководствах пользователя и технологических инструкциях.