Автоматизированная система

Материал из Гостопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Автоматизированная система (АС) — один из основных видов продукции, создаваемой в сфере информационных технологий. Под автоматизированной системой обычно понимают комплекс средств автоматизации, рассматриваемый вместе с порядком его использования для ведения определенной деятельности.

Стандарты

ГОСТ Р 59853—2021

АС: Система, состоящая из комплекса средств автоматизации, реализующего информационную технологию выполнения установленных функций, и персонала, обеспечивающего его функционирование.

Примечание 1. В зависимости от вида деятельности выделяют, например, следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и др.

Примечание 2. В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ подразделяют, например, на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т. д.

Комментарий

Каждая автоматизированная система уникальна в силу уникальности процесса ее создания. Автоматизированную систему всегда разрабатывают для конкретного заказчика с целью обеспечить ему возможность вести определенную деятельность полностью или в некоторой ее части. При этом вовсе не исключено существование серии единообразных автоматизированных систем по типовому проекту. Например, все рестораны, принадлежащие одной сети, могут быть автоматизированы одним и тем же способом, но все же это разные рестораны, и у каждого из них будет собственная автоматизированная система.

Принципиальное отличие автоматизированной системы от средства, в частности, программы или устройства, проявляется в невозможности поставить на рынок несколько ее экземпляров. В этом смысле автоматизированную систему можно сравнить со зданием или сооружением, которое всегда занимает определенное место в пространстве и принадлежит определенному лицу.

Автоматизированная система — не только и техническое, но не в меньшей степени организационное решение. Внедрение автоматизированной системы обязательно включает в себя реорганизацию работы персонала заказчика, поскольку этот персонал должен будет перейти от неавтоматизированного труда к автоматизированному или от меньшей степени автоматизации к большей. По сути, персонал не пользуется автоматизированной системой, а участвует в ее работе.

Создание автоматизированной системы совсем не всегда требует разработки специального программного обеспечения. Можно спроектировать и собрать автоматизированную систему только из готовых комплектующих изделий, покупных или имеющихся в свободном доступе.

Не должен вводить нас в заблуждение тот факт, что словосочетание автоматизированная система входит во многие названия, в том числе, названия отдельных программных средств и их категорий. Например, производители программ для телекоммуникационного биллинга часто называют свои продукты автоматизированными системами расчетов. Подобные терминологические противоречия неизбежно возникают в любой развивающейся области знаний.