Продукты и решения в сфере ИТ
Вырабатываем терминологию для нового стандарта
Понятие продукта
В быту продуктами называют еду. В учебниках по менеджменту и во многих стандартах продуктом называют полученный или ожидаемый результат той или иной целенаправленной деятельности. Применительно к информационным технологиям мы будем рассматривать в качестве продуктов цифровые устройства, программы, наборы данных, а также различные комплексы и системы, которые могут быть из них собраны.
Воздержимся от попытки выработать формальное определение для продуктов такого рода, поскольку в наше время любой продукт так или иначе связан с информационными технологиями, или они, по крайней мере, используются при его производстве. Дальше мы будем обозначать термином продукт без всяких уточнений именно продукты в сфере информационных технологий, так как другие продукты мы здесь не рассматриваем.
Классификация продуктов в сфере информационных технологий
Все обсуждаемые здесь продукты можно с некоторой долей условности разделить на следующие категории:
- средства;
- комплексы;
- системы;
- сервисы;
- публикации.
Средство
Средством будем называть продукт, понимаемый в наиболее привычном для нас смысле. Производитель поставляет его на рынок и готов продать любому потребителю, лишь бы он был готов заплатить за него достаточную цену. В каких-то случаях цена может быть нулевой. Если с продуктом не завязана какая-нибудь услуга, производителю все равно, каким образом этот потребитель будет пользоваться приобретенным экземпляром продукта, и будет ли вообще. Будем различать следующие типы средств:
- технические средства (включая виртуальные);
- программные средства;
- информационные средства (например, базы данных).
Комплекс
Комплексами будем называть продукты, состоящие из нескольких средств, между которыми можно провести четкие границы. Такие средства будем называть комплектующими изделиями, входящими в состав комплекса. Комплексы часто состоят из комплектующих изделий, созданных разными производителями или средств разного типа.
Во многих источниках можно встретить термины аппаратно-программный комплекс или программно-аппаратный комплекс. Например, если мы назовем аппаратно-программным комплексом современную стиральную машину, это не будет сильным преувеличением, поскольку она состоит из технических средств и программных средств, которые управляют ими с помощью датчиков и контроллеров.
Система
Системой будем называть экземпляр комплекса, используемый конкретным владельцем в своих целях. В большинстве случаев можно говорить также о местонахождении системы. Например, кондиционер, хранящийся на складе в заводской паковке, можно считать аппаратно-программным комплексом, а тот же кондиционер, смонтированный и подключенный у вас дома, — системой.
Принципиальная разница между средством или комплексом с одной стороны и системой с другой состоит в следующем.
- Возникновению системы обязательно предшествует процесс ее создания, уникальный для каждого потребителя. Именно вы жарким летним днем решили, что вам необходим кондиционер, выбрали подходящую модель, оформили доставку, вызвали мастера и т. д. Пред этим вы, конечно, убедились, что электропроводка в квартире выдерживает дополнительную нагрузку, а городские власти не оштрафуют вас за порчу фасада жутким ящиком.
- Систему невозможно рассматривать отдельно от ее целевого применения в интересах конкретного владельца. Вы же не только организовали установку кондиционера, но и задали порядок обращения с ним: провели тренинг для бабушки и младшей сестренки, а коту строго-настрого запретили на него залезать. Кроме того, время от времени вам приходится проверять состояние кондиционера, вытряхивать из него пыль и мух, а при поломках обеспечивать ремонт.
Короче говоря, средство или комплекс — это вещь сама по себе, а система — это чья-то вещь, мыслимая вместе с процессами ее использования. Средства и комплексы мы производим, поставляем, приобретаем, наконец, утилизируем. Системы — заказываем, создаем, вводим в эксплуатацию, эксплуатируем, развиваем или выводим из эксплуатации.
Не претендуя на владение исчерпывающей классификацией систем, выделим среди них инфраструктурные и автоматизированные системы. Последние носят прикладной характер, они предназначены для выполнения какой-нибудь полезной деятельности: ведения бухгалтерского учета, управления орбитальным радиотелескопом, раздачи слонов. Инфраструктурные системы обеспечивают вычислительный ресурс для автоматизированных систем.
Система обязана уникальным обстоятельствам своим созданием, и поэтому ее можно сравнить со зданием. Дома, построенные по общему типовому проекту, похожи друг на друга, но каждый из них занимает определенное место, имеет свой адрес, а главное, в них живут разные люди.
Сервис
Сервисом будем называть набор функциональных возможностей, предоставленных потребителю с помощью того или иного интерфейса. Для потребителя сервис хорош тем, что снимает с него бремя владения системой: кто не хочет покупать стиральную машину, тот сдает белье в прачечную. Технически сервис, как правило, заключается в том, что владелец системы позволяет потребителям арендовать ее функциональность на взаимовыгодных условиях.
Сервисы, как и системы, могут быть инфраструктурными (например, DNS) или прикладными (например, игра “World of Tanks”).
Пользовательский интерфейс многих сервисов базируется на технических и программных средствах, обеспечивающих массовый доступ пользователя в Интернет. Но существуют и другие варианты, скажем, возможность получения наличных денег из банкомата — это тоже сервис. Понимание сервиса исключительно как пользовательского сервиса в Интернете было бы слишком узким.
Публикация
К этому типу продуктов отнесем все результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть выражены в форме технической публикации. Примеры публикаций:
- стандарт (рекомендация, спецификация);
- алгоритм, численный метод;
- математическая модель;
- язык программирования (сам язык, а не транслятор);
- язык разметки (сам язык, а не программы-обработчики);
- техническое руководство;
- учебник, мультимедийный курс и т. п.
Понятие решения
Многообразие мира информационных технологий не исчерпывается продуктами. Кроме продуктов будем выделять также решения следующих категорий:
- бизнес-процесс;
- инфраструктура.
Бизнес-процесс
Бизнес-процессом называется заранее продуманная последовательность действий, проводящая к получению результата заданного вида. Важно, что этот результат должен представлять ценность для потребителя, внешнего по отношению к бизнес-процессу. Автоматизация бизнес-процессов — одна из наиболее распространенных задач, решаемых специалистами в сфере информационных технологий, чем объясняется особенная важность этого понятия.
Инфраструктура
Инфраструктурой (ИТ-инфраструктурой) будем называть совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, систем и сервисов, существующих в определенной организации. В отличие от продукта, который обычно создают целиком по определенному плану, инфраструктура развивается постепенно. Движущая сила развития инфраструктуры — ответ на вновь возникающие потребности организации или предвидение их возникновения.
Если систему можно сравнить со зданием, то инфраструктура больше похожа на город. Никто не строит города сразу целиком, но развитие современного города не происходит стихийно. Существует генеральный план, который учитывает динамику численности горожан, возможности транспортной системы, водопровода, системы энергоснабжения и многие другие обстоятельства. Исходя из генерального плана, город постепенно застраивают зданиями, прокладывают улицы, трубы, провода. Аналогично, инфраструктуру создают постепенно система за системой, сервис за сервисом в соответствии с утвержденной в организации стратегией развития. По крайней мере, считается, что так должно происходить.
М. Острогорский